В данном случае речь идет об афере начальника транспортного цеха крупной оптово-розничной базы, присвоившего более 5000 долларов. Этот начальник отвечал за все происходящее во вверенном ему подразделении и вел отчетность по наличным деньгам, получаемым от клиентов (обычно от 25 до 500 долларов), которые расплачивались наличными при получении заказа. Установленные правила требовали от него, чтобы он выдавал клиентам приходные ордера, учитываемые в специальной книге выполненных заказов. Записи с реквизитами каждого такого ордера затем должны были сравниваться в бухгалтерии с реальной наличностью, и тем самым операции считались закрытыми.
В течение примерно одного года этот начальник похищал у своей базы небольшие суммы денег. Свои действия он пытался скрыть путем специальных отметок в графе о предоставленных скидках (типа «занесено не в ту графу», «в счет предыдущей переплаты» или «получено ошибочно»). При этом количество денег в бухгалтерии сходилось (с учетом этих поправок), и операции закрывались. Подобные пометки не сопровождались подписью второго лица, и в бухгалтерии не задавали никаких вопросов по поводу тех или иных скидок, предоставленных этим начальником транспортного отдела. Вначале этот жулик проделывал лишь две-три подобные операции в неделю на общую сумму около 100 долларов. Через несколько месяцев он уже довел эту сумму до 300 долларов в неделю, а для того, чтобы в бухгалтерии ни о чем не догадались, небольшие скидки стали перемежаться более крупными.
Эта афера вышла на поверхность, когда наш начальник транспортного цеха случайно выписал счет клиенту, расплатившемуся наличными. Когда эту ошибку обнаружили, он как раз был в отпуске и не мог самостоятельно ее исправить, так что бухгалтерам пришлось самим идти по следам этого счета. Сотрудник, занимавшийся оформлением счетов, обратился к заведующему базой, и тот, проверив все приходные ордера, стал подозревать, что здесь не все чисто.
Стадия 1. Отрицание. Поскольку возникли подозрения о мошенничестве, генеральный директор и заведующий складом предприняли собственное расследование состояния кассы склада. Чувствуя, что дело обстоит серьезно, они решили дождаться возвращения из отпуска начальника транспортного цеха.
Оба руководителя всю неделю до его возвращения были очень взволнованы. Позднее каждый из них, независимо друг от друга, показал, что из-за перенесенного шока и возникших подозрений ему было трудно работать. Даже сознавая, что здесь не обошлось без мошенничества, оба руководителя полагали, что могла произойти какая-то ошибка, которую этот начальник транспортного цеха легко мог бы объяснить — ведь он работал уже три года и считался образцовым служащим.
Потом оба этих руководителя допустили, что некоторое время они пытались отрицать, что фальсифицированные записи о скидках могут свидетельствовать о мошенничестве со стороны делавшего их начальника. Из-за этого отрицания самого факта они не смогли предпринять надлежащих шагов, которые удобнее было бы сделать в отсутствие подозреваемого.
При возникновении подозрений или выявлении мошенничества правила предписывали всем руководителям немедленно поставить в известность службу безопасности или отдел внутрифирменного аудита. Однако эти два руководителя убедили себя, что мошенничество здесь невозможно, ведь они хорошо знали и доверяли этому начальнику транспортного цеха. По его возвращении из отпуска руководители попросили его зайти и обсудить ситуацию. Будучи все еще на стадии отрицания, менеджеры просто попросили его написать объяснительную записку относительно его работы с наличными. Этот начальник транспортного цеха теперь оказался в той же начальной стадии кризиса и занял позицию отрицания, заявив, что он не понимает, о чем идет речь. Если бы ему удалось найти приемлемое объяснение своим записям о скидках и ошибки с направлением этого злополучного счета, оба руководителя, будучи все еще на стадии отрицания, скорее всего были бы удовлетворены и прекратили бы расследование.
Так как начальник транспортного цеха отрицал наличие записей о скидках, что, по его мнению, было просто каким-то недоразумением, руководители решили продолжить расследование, отправив нашего начальника работать. С точки зрения общих принципов расследования, это решение было довольно рискованным. Подозреваемый получил возможность манипулировать кассовыми книгами и легко мог уничтожить большую часть вещественных документальных доказательств. Элементарная их «потеря» могла скрыть всю аферу и свести на нет все расследование. В данном случае руководителям нужно было бы сразу же обратиться за квалифицированной помощью в подразделение внутрифирменного аудита. До этого момента была потеряна целая неделя.
Стадия 2. Злость. В течение всей следующей недели оба руководителя страшно злились на подозреваемого и решили, что все-таки здесь было мошенничество. Обсудив между собой происходящее, они решили еще раз встретиться с этим начальником транспортного цеха. На этот раз они хотели во что бы то ни стало получить ответы на свои вопросы. Короче говоря, руководители перешли со стадии отрицания на стадию злости.
Не имея никакой дополнительной информации, которая могла бы быть получена при полном расследовании, оба руководителя снова вызвали подозреваемого и потребовали от него объяснений. Тот просто ничего не сказал. Выйдя из себя, оба руководителя смешали его с грязью и выгнали с работы, так ничего нового и не узнав.
Подобный эмоциональный взрыв мог полностью покончить с расследованием и самой фирмой. Во-первых, если мошенничества здесь не было, фирме мог быть предъявлен иск на возмещение морального ущерба, а также за ложное обвинение, клевету и оговор. Во-вторых, подобное грубое обращение могло затруднить сотрудничество с подозреваемым в ходе дальнейшего расследования. Основанием для увольнения послужило то, что было обнаружено несколько фальсифицированных записок о предоставлении скидок (на суммы от 300 до 400 долларов каждая).
Последующая аудиторская проверка показала, что таких фальсифицированных записей было более 100 и что ущерб для фирмы составил более 5000 долларов. Оба руководителя были страшно удивлены масштабом этого мошенничества. Кроме того, они поставили свою фирму в заведомо более слабую позицию, так как обвинили начальника транспортного цеха в мошенничестве еще до того, как были получены необходимые доказательства его вины.
Стадия 3. Попытка заключения сделки и/или поиска оправдания. После увольнения начальника транспортного цеха генеральный директор понял, что заведующий складом, да и он сам несколько с этим поспешили. Им показалось, что, несмотря на то, виновен ли тот или нет, ему нужно было бы дать еще один шанс, что, может, он просто попался им под руку и компания здесь тоже виновата. Хотя восстановление на работе уволенного человека и противоречило принципам их фирмы, генеральный директор решил, что он мог бы «спасти» для компании этого «ценного» сотрудника. Находясь на стадии поиска оправданий, генеральный директор пытался понять, как мог его друг и сотрудник совершить действия, направленные против компании. Он как бы «заключал сделку», пытаясь представить себе факты таким образом, чтобы они позволили прийти к иному заключению, дать другое объяснение происшедшему, хотя такого объяснения не существовало.
Стадия 4. Депрессия. На предыдущей стадии кризиса генеральный директор и заведующий складом уже немного успокоились и стали рассуждать более здраво. Но вместе с тем их переживания ушли вглубь, и оба они начали испытывать своего рода депрессию — ведь то, что произошло, непосредственно затрагивало их самих.
Эта депрессия еще более усугублялась из-за поведения и замечаний других коллег, постепенно узнававших, что именно случилось. Тот факт, что в конторе начальника транспортного цеха целую неделю работали внутрифирменные аудиторы, отнюдь не способствовал работоспособности остальных сотрудников. Ревизорам было совсем не свойственно заниматься проверками дольше, чем один-два дня, плюс поползли слухи, что начальник цеха был уволен — все это обрастало самыми странными подробностями. Интересно, что в этот период никто — ни генеральный директор, ни заведующий складом — не делился своими чувствами с окружающими, они держали свои ощущения при себе, чувствуя, видимо, что уволенный и так пострадал и дело надо было бы закрыть.
Стадия 5. Смирение с неизбежным. Расследование, проведенное службой безопасности и внутрифирменными аудиторами, вскрыло следующие факты:
- У этого начальника транспортного цеха были симптомы злоупотреблений кокаином и алкоголем. После долгих бесед с руководством рассматривался вопрос о его лечении.
- В глубине души этот начальник оправдывал свои действия тем, что он просто занимает у фирмы деньги. Он постоянно говорил себе, что вот-вот вернет этот долг, но настолько погряз в своих махинациях, что страшно удивился, когда узнал, что меньше чем за год нанес ущерб своей фирме на сумму свыше 5000 долларов.
- Этот начальник признался службе безопасности, что растратил почти все свои сбережения на кокаин и потерял из-за этого свою семью. Потеря работы стала для него лишь последним ударом.
- Беседы с его коллегами показали, что некоторые из них в последние два-три месяца замечали изменения в поведении своего начальника. Никто по этому поводу не предпринял никаких действий, хотя им казались странными частые смены его настроения (по утрам он сиял, расточал улыбки, а ближе к вечеру погружался в депрессию), опоздания на работу и рассеянность, а также его попытки произвести хорошее впечатление на сотрудников, когда он приглашал их на обед, во время которого болтал без умолку.
После того как все это стало известно, оба руководителя уже были склонны допустить, что мошенничество здесь имело-таки место и что им нужно вновь овладеть ситуацией. Теперь они уже хотели довести дело до конца, покончить с ним и вернуться к нормальной работе.
|