Приложение 6.
Замечания государств по проекту международного кодекса поведения государственных должностных лиц
12. В соответствии с резолюцией 1995/14 Совета Генеральный секретарь продолжил консультации с правительствами в целях дальнейшего пересмотра текста проекта международного кодекса поведения государственных должностных лиц. Анализ ответов приводится ниже. Одни ответы касаются общих рамок проекта кодекса, другие - как структуры, так и отдельных или всех его статей. В целях сохранения единообразия и облегчения ссылок настоящий анализ относится к первоначальному тексту проекта кодекса в том виде, в каком он фигурирует в приложении к резолюции 1995/14 Совета, отражает замечания, полученные по каждой статье. Пересмотренный вариант проекта кодекса, отражающий замечания государств, содержится в приложении к настоящему докладу.
13. Восемнадцать государств выразили положительное отношение к принципам, лежащим в основе проекта кодекса, считая, что его текст является более широким по охвату и более точным с точки зрения юридической терминологии. По мнению некоторых государств, проект в случае его принятия окажет позитивное воздействие на борьбу с коррупцией и будет способствовать созданию атмосферы честности в государственных учреждениях. Некоторые государства включили в свои ответы тексты национальных законов о борьбе с коррупцией, которые подтверждают, что проект кодекса закрепляет правовые принципы, уже существующие в ряде правовых систем.
По мнению одного государства, самого по себе кодекса может оказаться недостаточно для предотвращения коррупции, если преимущественно административные меры, включая справедливые и надлежащие процедуры найма, образование, профессиональную подготовку без отрыва от работы и надлежащее вознаграждение государственных должностных лиц, не станут составной частью более широкого плана международных действий с целью выработки более эффективной стратегии. Еще одно государство расценило подготовку проекта такого кодекса как желательное и поучительное мероприятие, которое могло бы побудить государства заняться разработкой и (или) совершенствованием своих национальных кодексов.
Пересмотренный проект международного кодекса поведения
государственных должностных лиц.
I. Общие принципы
-
Государственная должность, как она определяется в национальном законодательстве, - это должность, облеченная доверием, предполагающая выполнение обязанностей в интересах государства. Поэтому государственные должностные лица должны в первую очередь (в конечном счете) проявлять преданность государственным интересам своей страны, представляемым (демократическими) институтами власти, а не (национальным или иностранным) лицам, политическим партиям (или образованиям) (или конкретным министерствам или ведомствам правительства).
-
Государственные должностные лица обязаны компетентно (усердно, честно, ответственно) и эффективно (и добросовестно) выполнять свои (обязанности и) функции. Они должны постоянно стремиться к тому, чтобы государственные средства, за которые они несут ответственность, расходовались как можно более эффективно и рационально.
-
Государственные должностные лица обязаны быть внимательными, справедливыми и беспристрастными при выполнении своих функций, и в частности в своих отношениях с общественностью. Они никогда не должны проявлять какого-либо неправомерного благосклонного отношения к какой-либо группе лиц или отдельному лицу, допускать дискриминацию по отношению к какой-либо группе лиц или отдельному лицу или иным образом злоупотреблять предоставленными им полномочиями и властью. (Настоящее положение не должно истолковываться как исключающее какую-либо официально одобренную политику положительных мер по оказанию помощи группам, находящимся в неблагоприячном положении.)
II. Коллизия интересов и отказ от права
-
Государственные должностные лица никогда и никоим образом не используют свое официальное положение для (неподобающего) извлечения личных выгод или (незаконных) личных или финансовых выгод их семьями. Они не участвуют ни в каких сделках, не занимают никакого положения, не выполняют никаких функций и не имеют никаких финансовых, коммерческих или иных аналогичных выгод, которые несовместимы с их должностью, функциями, обязанностями или с их выполнением.
-
При поступлении на службу все указанные в национальном законодательстве государственные должностные лица, если только они не освобождены от этого, заявляют о наличии у них соответствующих деловых, коммерческих или финансовых интересов или о деятельности, осуществляемой ими с целью получения финансовых выгод. Эти сведения регулярно обновляются. В случае возможной или предполагаемой коллизии интересов между государственными обязанностями, выполняемыми государственными должностными лицами, и частными интересами они заявляют об отказе от права участвовать в любом процессе принятия решений, связанных с такой коллизией интересов.
-
Государственные должностные лица никогда не используют государственную собственность, службу или (не злоупотребляют информацией) информацию, полученную ими при исполнении или в результате исполнения ими своих служебных обязанностей, для осуществления деятельности, не связанной с выполнением ими официальных функций.
-
В течение установленного периода времени (одного-двух лет) после ухода с государственной службы государственные должностные лица, занимавшие административные должности, получают в соответствии с национальным законодательством разрешение правительства, прежде чем принять приглашение на постоянную или временную работу в качестве консультанта от деловых или частных кругов, находящихся в (непосредственных) финансовых взаимоотношениях с государственным учреждением или ведомством, в котором работали данные должностные лица. В течение такого же периода после ухода со службы аналогичное разрешение требуется также, прежде чем государственное должностное лицо начнет заниматься какой-либо частной или коммерческой деятельностью, имеющей (непосредственное) отношение к его предыдущей должности на государственной службе или зависящей от нее.
III. Представление сведений об активах
-
Государственные должностные лица, занимающие административные или руководящие должности, как они указаны в национальном законодательстве или в соответствии с предусмотренными в нем процедурами, сообщают сведения (определенному органу и в течение установленного периода времени) обо всем имеющемся у них личном имуществе, активах и обязательствах, а также сведения об имуществе, активах и обязательствах супруга (супруги) и (или) других иждивенцев (которые превышают установленную минимальную стоимость). Такие должностные лица представляют также подробные сведения об источниках приобретения какой-либо собственности или активов после назначения на руководящий пост. Все представленные сведения считаются конфиденциальными и могут обнародоваться только на основании специальных процедур (но могут обнародоваться по усмотрению страны на основании специальных процедур).
IV. Принятие подарков или других знаков внимания
-
Государственные должностные лица должны принципиально отказываться от любых подарков, которые могут оказать влияние на выполнение их функций, осуществление их обязанностей или принятие решений.
V. Конфиденциальная информация
-
Сведения конфиденциального характера, получаемые государственными должностными лицами, сохраняются в тайне, если исполнение обязанностей или требования правосудия не требуют иного. Такие ограничения применяются также после ухода со службы.
VI. Политическая деятельность
-
Государственные должностные лица участвуют в политической деятельности таким образом, чтобы не подрывать веру общественности в беспристрастное выполнение ими своих функций и обязанностей.
VII. Обязанность сообщать о нарушениях кодекса, дисциплинарные меры и осуществление
-
Государственные должностные лица, нарушающие положения настоящего Кодекса, подлежат соответствующим дисциплинарным, административным или уголовным мерам наказания, определяемым в соответствии с принципами и процедурами национального законодательства.
|